С 2022 года «Ступени» присвоен статус инновационной региональной площадки ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет».
Паспорт инновационного проекта
Бережливые технологии как ресурс в проектировании здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ | |||||||
Основная идея (идеи), цели и задачи предлагаемого проекта (программы) |
|||||||
Цель проекта: теоретически обосновать, разработать и апробировать способы применения бережливых технологий в проектировании здоровьесберегающей среды ДОУ
Задачи проекта: 1. Изучить теоретические аспекты темы инновационной деятельности и разработать план-программу. 2. Обеспечить научно-методическое сопровождение освоения педагогами – участниками инновационной деятельности применения бережливых в условиях дошкольной образовательной организации при проектировании здоровьесберегающей среды. 3. Выявить влияние бережливых на повышение качества организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения. 4. Обобщить управленческий и педагогический опыт применения бережливых технологий в проектировании здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации, созданный в процессе инновационной деятельности. |
|||||||
Краткое обоснование его значимости для развития региональной системы образования |
|||||||
Дошкольное детство — важнейший этап становления личности, время освоения культурных способов существования в мире. Одним из значимых направлений этой работы на данном возрастном этапе является формирование у детей ответственного отношения к собственному здоровью и культурно-гигиеническим навыкам.
Актуальность данной задачи подчеркивается и в ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», где сказано, что ребенок должен «овладевать основными культурными способами деятельности» и подчеркнута задача формирования у детей «ценностей здорового образа жизни», овладения ими «элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)». Актуальность темы инновационной деятельности определяется следующими обстоятельствами: — необходимостью кардинальных изменений в воспитательном процессе ДОУ и упорядоченность деятельность педагогических работников проектировании здоровьесберегающей образовательной среды . — скоординированность всех воспитательных событий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность, согласованность и действий всех участников образовательного процесса по данному направлению. — изменением сложившихся установок педагогического коллектива, родителей, к новым правилам и требованиям. Для решения вопросов связанных налаживанию эффективной работы по проектированию здоровьесберегающей среды необходимы новые подходы, методы, инструментарий. В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Бережливые технологии в образовательных организациях –это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации. Проект направлен на разработку и апробацию способов применения бережливых технологий в проектировании здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации. |
|||||||
Срок реализации проекта (программы) |
|||||||
1-й этап — подготовительный – март — апрель 2022 года
Задачи: — Анализ базы инновационной деятельности; — Определение теоретических оснований инновационной деятельности по применения бережливых в условиях дошкольной образовательной организации; — Разработка и обсуждение плана-программы инновационной деятельности. 2-й этап – основной этап — май 2022 г. – июнь 2024 г. Задачи: — Освоение педагогами теоретических основ бережливых и и здоровьесберегающих технологий; — Апробация способов применения бережливых технологий в воспитательном процессе ДОУ; — Создание инновационного опыта реализации инновационных способов применения бережливых технологий в проектировании здоровьесберегающей среды. 4-й этап – контрольно-оценочный – сентябрь — декабрь 2024 года Задачи: — Обработка данных и анализ его результатов; — Подготовка материалов к публикации и издание сборника методических рекомендаций — Подготовка и проведение образовательного события – закрытия деятельности инновационно |
|||||||
Задачи государственной и региональной политики в сфере образования, сформулированные в основных документах, на решение которых направлен проект организации заявителя |
|||||||
В качестве нормативно-правового основания развития медиации в системе отечественного образования выступают:
1.Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012). · Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса · Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. · Статья 27. Структура образовательной организации. · Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» · ГОСТ Р 56407 — 2015.Бережливое производство. Основные методы и инструменты · ГОСТ БП 56020 — 2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь · ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S) · ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация · ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы · ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности. |
|||||||
Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта (программы) | |||||||
Методические материалы могут быть использованы в работе дошкольных образовательных организаций различного уровня и профиля.
Теоретические материалы и практико-ориентированные разработки, полученные в ходе деятельности инновационной площадки могут быть использованы в системе краткосрочного и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров. |
|||||||
Перспективы развития проекта (программы) |
|||||||
В качестве перспектив развития проекта определяем:
— распространение опыта внедрения в практику деятельности дошкольных образовательных организаций; — обобщение опыта работы через публикации, организацию семинаров и участие в научно-методических конференциях; — функционирование МКДОУ №35 Кирова в качестве базовой площадки методической школы по заданному направлению; — теоретические материалы и практико-ориентированные разработки, полученные в ходе работы инновационной площадки, могут быть использованы в системе краткосрочного и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров. |
|||||||
Краткое описание ожидаемых результатов (продуктов) проекта (программы) |
|||||||
По итогам работы инновационной площадки будет проведен мониторинг эффективности организации здоровьесберегающей среды на основе бережливых технологий и проанализированы его результаты; определены основные направления и формы деятельности педагогических работников по проектированию здоровьесберегающей среды на основе бережливых технологий в дошкольной образовательной организации. Разработаны учебно-методические материалы; обобщены и представлены педагогической общественности результаты реализации данного проекта. | |||||||
Ожидаемые изменения, оценка эффективности проекта (программы) |
|||||||
Предполагается, что в результате реализации проекта педагоги познакомятся с бережливыми технологиями, в частности, освоят разные способы проектирования здоровьесберегающей среды. По итогам работы инновационной площадки будет апробированы и внедрены в практику деятельности дошкольной образовательной организации бережливые технологи, а также будут разработаны практические материалы, учебно-методические и дидактические единицы, которые могут быть использованы как внутри системы, так и в качестве отдельных методических разработок. | |||||||
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику |
|||||||
1. Проведение курсовой подготовки на базе МКДОУ №35 города Кирова.
2. Проведение методической школы на базе образовательной организации. 3. Проведение семинаров – практикумов для педагогов области. 4. Публикации по данному направлению в научно-методических изданиях. 5. Размещение информации на сайтах: МКДОУ №35 города Кирова, ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет». Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения |
|||||||
Результаты, полученные в ходе реализации проекта, повысят информационную и методическую грамотность педагогов, что окажет положительное влияние на проектирование здоровьесберегающей среды МКДОУ №35 города Кирова, на дальнейшее развитие инновационной деятельности. | |||||||
Планируемое публичное представление результатов проекта (программы) |
|||||||
Тема | Мероприятие | Сроки | Форма | Уровень | |||
«Научно – методические и организационно – педагогические условия проектирования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации на основе бережливых технологий» | Семинар-совещание | апрель 2022 | Мастер-классы, выступления | Региональный | |||
Проектирования здоровьесберегающей среды ДОУ: обсуждаем современные технологии | Методический день | Ноябрь 2022г. | Мастер-классы, выступления, открытые занятия | Региональный | |||
«Бережливые технологии как ресурс проектирования здоровьесберегающей среды» | Научно-практическая конференция | 2024г. | Мастер-классы, выступления, открытые занятия | Межрегиональный | |||
Кадровое обеспечение проекта (программы). |
|||||||
Ф.И.О. сотрудника | Должность, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии), квалификационная категория | Функционал сотрудника в проекте (программы) организации-заявителя | |||||
Винокурова Надежда Васильевна
|
заместитель руководителя многофункционального медико-психолого-педагогического центра «Академия новых возможностей», к.п.н., доцент | Научный руководитель | |||||
Царенок Мария Викторовна | руководитель многофункционального медико-психолого-педагогического центра» Академия новых возможностей», к.п.н | Руководитель проблемной группы | |||||
Заведующий МКДОУ №35 города Кирова | Координатор, ответственный за реализацию проекта | ||||||
Прозорова Мария Николаевна | Доцент многофункционального медико-психолого-педагогического центра» Академия новых возможностей», к.п.н | Руководитель проблемной группы | |||||
Мазунина Светлана Диановна | Директор Учебно-методический центр по развитию бережливых технологий и здравоохранения («Фабрика процессов»), к.м.н., доцент
|
Консультант | |||||
Балахничева Людмила Александровна | Заведующий МКДОУ № 35 г. Кирова | Финансовое и кадровое обеспечение
8(8332)23-02-22 dou35@kirovedu.ru |
|||||
Митягина Мария Геннадьевна | Старший воспитатель МКДОУ №35 г. Кирова | Координатор
8(8332)23-02-22 Styptni35@yandex.ru |
|||||
Педагогический коллектив | Педагоги МКДОУ №35 г. Кирова | Участники | |||||
План реализации проекта (программы) |
|||||||
Задача | Сроки реализации | Результат (конечная продукция) | |||||
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения
Разработка и обсуждение программы деятельности площадки
|
март 2022г- май 2022г.
|
Аналитическая справка
Программа |
|||||
Освоение педагогами теоретических основ бережливых и здоровьесберегающих технологий;
|
июнь 2022г. – декабрь2022г. | Проектирование здоровьесберегающей среды на основе бережливых технологий | |||||
— Апробация способов применения бережливых технологий в воспитательном процессе ДОУ;
Проектная работа в группах. — Создание инновационного опыта реализации инновационных способов применения бережливых технологий в проектировании здоровьесберегающей среды.
|
май 2022 г. – июнь 2024 г. | Макет методических рекомендаций | |||||
Разработать учебно-методические материалы.
|
май 2024г. – декабрь 2024г. | Учебно-методические материалы.
|
|||||
Обобщить и представить педагогической общественности результаты реализации данного проекта. | В течение реализации проекта
|
Интернет-семинар-совещание для заместителей директоров образовательных учреждений, научно-практическая конференция, методический день. | |||||
Заведующий МКДОУ №35 города Кирова Л.А.Балахничева