РИП

С 2022 года «Ступени» присвоен статус инновационной региональной площадки ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет».

Паспорт инновационного проекта

Бережливые технологии как ресурс в проектировании здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ

Основная идея (идеи), цели и задачи предлагаемого проекта (программы)

Цель проекта: теоретически обосновать, разработать и апробировать способы применения бережливых технологий в проектировании здоровьесберегающей среды ДОУ

Задачи проекта:

1. Изучить теоретические аспекты темы инновационной деятельности и разработать план-программу.

2. Обеспечить научно-методическое сопровождение освоения педагогами – участниками инновационной деятельности применения бережливых в условиях дошкольной образовательной организации при проектировании здоровьесберегающей среды.

3. Выявить влияние бережливых на повышение качества организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения.

4. Обобщить управленческий и педагогический опыт применения бережливых технологий в проектировании здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации, созданный в процессе инновационной деятельности.

Краткое обоснование его значимости для развития региональной системы образования

Дошкольное детство — важнейший этап становления личности, время освоения культурных способов существования в мире. Одним из значимых направлений этой работы на данном возрастном этапе является формирование у детей ответственного отношения к собственному здоровью и культурно-гигиеническим навыкам.

Актуальность данной задачи подчеркивается и в ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», где сказано, что ребенок должен «овладевать основными культурными способами деятельности» и подчеркнута задача формирования у детей «ценностей здорового образа жизни», овладения ими «элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

Актуальность темы инновационной деятельности определяется следующими обстоятельствами:

— необходимостью кардинальных изменений в воспитательном процессе ДОУ и упорядоченность деятельность педагогических работников проектировании здоровьесберегающей образовательной среды .

— скоординированность всех воспитательных событий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность, согласованность и действий всех участников образовательного процесса по данному направлению.

— изменением сложившихся установок педагогического коллектива, родителей, к новым правилам и требованиям.

Для решения вопросов связанных налаживанию эффективной работы по проектированию здоровьесберегающей среды необходимы новые подходы, методы, инструментарий.

В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата.

Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.

Бережливые технологии в образовательных организациях –это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.

Проект направлен на разработку и апробацию способов применения бережливых технологий в проектировании здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации.

Срок реализации проекта (программы)

1-й этап — подготовительный – март — апрель 2022 года

Задачи: — Анализ базы инновационной деятельности;

— Определение теоретических оснований инновационной деятельности по применения бережливых в условиях дошкольной образовательной организации;

— Разработка и обсуждение плана-программы инновационной деятельности.

2-й этап – основной этап — май 2022 г. – июнь 2024 г.

Задачи: — Освоение педагогами теоретических основ бережливых и и здоровьесберегающих технологий;

— Апробация способов применения бережливых технологий в воспитательном процессе ДОУ;

— Создание инновационного опыта реализации инновационных способов применения бережливых технологий в проектировании здоровьесберегающей среды.

4-й этап – контрольно-оценочный – сентябрь — декабрь 2024 года

Задачи: — Обработка данных и анализ его результатов;

— Подготовка материалов к публикации и издание сборника методических рекомендаций

— Подготовка и проведение образовательного события – закрытия деятельности инновационно

Задачи государственной и региональной политики в сфере образования, сформулированные в основных документах, на решение которых направлен проект организации заявителя

В качестве нормативно-правового основания развития медиации в системе отечественного образования выступают:

1.Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012).

·          Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

·          Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.

·          Статья 27. Структура образовательной организации.

·           Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

·         ГОСТ Р 56407 — 2015.Бережливое производство. Основные методы и инструменты

·         ГОСТ БП 56020 — 2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь

·         ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)

·         ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация

·         ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы

·         ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности.

Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта (программы)
Методические материалы могут быть использованы в работе дошкольных образовательных организаций различного уровня и профиля.

Теоретические материалы и практико-ориентированные разработки, полученные в ходе деятельности инновационной площадки могут быть использованы в системе краткосрочного и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров.

Перспективы развития проекта (программы)

В качестве перспектив развития проекта определяем:

— распространение опыта внедрения в практику деятельности дошкольных образовательных организаций;

— обобщение опыта работы через публикации, организацию семинаров и участие в научно-методических конференциях;

— функционирование МКДОУ №35 Кирова в качестве базовой площадки методической школы по заданному направлению;

— теоретические материалы и практико-ориентированные разработки, полученные в ходе работы инновационной площадки, могут быть использованы в системе краткосрочного и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров.

Краткое описание ожидаемых результатов (продуктов) проекта (программы)

По итогам работы инновационной площадки будет проведен мониторинг эффективности организации здоровьесберегающей среды на основе бережливых технологий и проанализированы его результаты; определены основные направления и формы деятельности педагогических работников по проектированию здоровьесберегающей среды на основе бережливых технологий в дошкольной образовательной организации. Разработаны учебно-методические материалы; обобщены и представлены педагогической общественности результаты реализации данного проекта.

Ожидаемые изменения, оценка эффективности проекта (программы)

Предполагается, что в результате реализации проекта педагоги познакомятся с бережливыми технологиями, в частности, освоят разные способы проектирования здоровьесберегающей среды. По итогам работы инновационной площадки будет апробированы и внедрены в практику деятельности дошкольной образовательной организации бережливые технологи, а также будут разработаны практические материалы, учебно-методические и дидактические единицы, которые могут быть использованы как внутри системы, так и в качестве отдельных методических разработок.

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику

1.       Проведение курсовой подготовки на базе МКДОУ №35 города Кирова.

2.       Проведение методической школы на базе образовательной организации.

3.       Проведение семинаров – практикумов для педагогов области.

4.       Публикации по данному направлению в научно-методических изданиях.

5.       Размещение информации на сайтах: МКДОУ №35 города Кирова, ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет».

Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения

Результаты, полученные в ходе реализации проекта, повысят информационную и методическую грамотность педагогов, что окажет положительное влияние на проектирование здоровьесберегающей среды МКДОУ №35 города Кирова, на дальнейшее развитие инновационной деятельности.

Планируемое публичное представление результатов проекта (программы)

Тема Мероприятие Сроки Форма Уровень
«Научно – методические и организационно – педагогические условия проектирования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации на основе бережливых технологий» Семинар-совещание апрель 2022 Мастер-классы, выступления Региональный
Проектирования здоровьесберегающей среды ДОУ: обсуждаем современные технологии Методический день Ноябрь 2022г. Мастер-классы, выступления, открытые занятия Региональный
«Бережливые технологии как ресурс проектирования здоровьесберегающей среды» Научно-практическая конференция 2024г. Мастер-классы, выступления, открытые занятия Межрегиональный

 Кадровое обеспечение проекта (программы).

Ф.И.О. сотрудника Должность, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии), квалификационная категория Функционал сотрудника в проекте (программы) организации-заявителя
Винокурова Надежда Васильевна

 

заместитель руководителя многофункционального медико-психолого-педагогического центра «Академия новых возможностей», к.п.н., доцент Научный руководитель
Царенок Мария Викторовна руководитель многофункционального медико-психолого-педагогического центра» Академия новых возможностей», к.п.н Руководитель проблемной группы
Заведующий МКДОУ №35 города Кирова Координатор, ответственный за реализацию проекта
Прозорова Мария Николаевна Доцент многофункционального медико-психолого-педагогического центра» Академия новых возможностей», к.п.н Руководитель проблемной группы
Мазунина Светлана Диановна Директор Учебно-методический центр по развитию бережливых технологий и здравоохранения («Фабрика процессов»), к.м.н., доцент

 

Консультант
Балахничева Людмила Александровна Заведующий МКДОУ № 35 г. Кирова Финансовое и кадровое обеспечение

8(8332)23-02-22

dou35@kirovedu.ru

Митягина Мария Геннадьевна Старший воспитатель МКДОУ  №35 г. Кирова Координатор

8(8332)23-02-22

Styptni35@yandex.ru

Педагогический коллектив Педагоги МКДОУ №35 г. Кирова Участники

 План реализации проекта (программы)

Задача Сроки реализации Результат (конечная продукция)
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения

Разработка и обсуждение программы деятельности площадки

 

март 2022г- май 2022г.

 

Аналитическая справка

 

 

 

 

 

Программа

Освоение педагогами теоретических основ бережливых и здоровьесберегающих технологий;

 

 

июнь 2022г. – декабрь2022г. Проектирование здоровьесберегающей среды на основе бережливых технологий
— Апробация способов применения бережливых технологий в воспитательном процессе ДОУ;

Проектная работа в группах.

— Создание инновационного опыта реализации инновационных способов применения бережливых технологий в проектировании здоровьесберегающей среды.

 

май 2022 г. – июнь 2024 г. Макет методических рекомендаций
Разработать учебно-методические материалы.

 

май 2024г. – декабрь 2024г. Учебно-методические материалы.

 

Обобщить и представить педагогической общественности результаты реализации данного проекта. В течение реализации проекта

 

Интернет-семинар-совещание для заместителей директоров образовательных учреждений, научно-практическая конференция, методический день.

 

                                                                  Заведующий   МКДОУ №35 города Кирова  Л.А.Балахничева